Две недели в Словакии
отчет о поездке в июле 2000 года

[часть первая]
[часть вторая]
[часть третья]

Введение

Я впервые пишу отчет о путешествии, своего рода путевые заметки, поэтому не стоит судить слишком строго как стиль изложения, так и излагаемые факты. Некоторая восторженность или подробное описание уже известных многим фактов и явлений извинительно, так как для меня они были внове и поэтому интересны. Материалом для отчета послужили 3 аудиокассеты, на которых были записаны наши впечатления в процессе путешествия. Также были использованы фотографии с мест событий, карты Польши и Словакии, чеки и другие платежные документы, которые мы обирали для финансового учета потраченных денег. Ну и конечно, все то, что осталось в памяти.

В Словакии я уже был в 97 году. Тогда вместе с семьей мы добирались поездом, а внутри страны путешествовали на маршрутных автобусах. Нам очень понравилась эта маленькая горная страна и мысль о том, чтобы еще раз там побывать не оставляла нас все эти сложных три года.

Подготовка

К началу 2000 года я уже приобрел двухгодичный опыт вождения автомашины и опыт дальнего путешествия по городам Поволжья. Поэтому в начале года возникла идея съездить в Словакию на машине.

Подготовка к путешествию началась в феврале. В это время я стал регулярно просматривать материалы конференции, просмотрел многие сайты по автопутешествиям, и понял, что моя идея вполне реальна. Хочется принести благодарность всем путешественникам, кто щедро делился своим опытом и подробно отвечал на вопросы.

Самые большие сомнения были относительно машины ("Москвич2141-Святогор", 1,6 литра, 98 года выпуска): неприятно было бы сломаться где-нибудь в Польше и вместо отдыха ремонтировать машину неизвестно как и где.

Был составлен список дел по подготовке путешествия, список вещей, которые нужно было взять с собой в дорогу, распечатаны все инструкции и рассказы по преодолению границы.

Купил карты Польши (карта Словакии у меня уже была), Бреста и его окрестностей, распечатал карту трассы М1. В июне открыл карточный счет (стоимость - 20 долларов) в Московском муниципальном банке (классическая VISA), перед поездкой купил грин-карту на 15 дней (40 марок), медстраховки на всю семью (20 долларов). Положил 800 долларов на VISA и наменял 650 марок и около сотни долларов мелкими купюрами.

По e-mail связался с хозяином, у которого мы останавливались в прошлый приезд и договорился снять жилье на середину июля. Стоимость фактически 2-х комнатной квартиры (2 спальни, оборудованная кухня, душ, туалет, спутниковое телевидение) стоило нам 10 марок на человека за ночь. Мы собирались пробыть в Словакии 12 дней и 11 ночей.

Провел диагностику машины, поменял масло, отремонтировал спидометр, заново прокачал тормоза, самостоятельно сделал шумоизоляцию. С собой взял два ремня ГРМ, запасные тросики газа и сцепления, купил буксировочный трос, новую аптечку, новый треугольник, новый огнетушитель (большой на 1 кг.) На всякий случай в багажнике лежала лопата и туристический топорик. Кроме того, была 5-ти литровая бутылка с водой и 20-литровая канистра для бензина.

К началу июня окончательно сформировался состав путешествующих: старший сын Михаил в качестве штурмана и второго водителя, младший сын Павел, как пассажир, жена Ирина, как летописец и финансовый директор поездки и я - водитель и фотограф.

Для ведения путевого дневника взяли с собой диктофон, фотоаппарат с 6 пленками и кучу аудиокассет для магнитолы.

После того, как с большим трудом я получил на работе двухнедельный отпуск, мы определили дату отъезда - 16 июля, воскресенье, в 5 часов утра. Планировали подойти к границе к вечеру в воскресенье, ожидая, что очередь будет не слишком большая, в Польше переночевать и днем добраться до места. Как обычно это бывает, планы просуществовали до первого столкновения с действительностью, но об этом немного позже.

Суббота 15 июля ушла на сборы, поспать практически не удалось, лег поспать в час ночи, а в четыре уже надо было вставать.

Едем до границы

16 июля. Воскресенье. 5-30 утра по московскому времени.

Отличная погода, солнышко встает, чистое небо. Загрузили вещи в багажник, к удивлению все поместилось, фотографируемся у машины - запечатлеваем начало пути. На мосту через МКАД обнуляем одометр, на спидометре 10860 км. Путешествие начинается.

Про трассу М1 говорилось и писалось очень много и подробно. Почти все соответствует нашим впечатлением от дороги. В воскресенье рано утром трасса практически пустая, машин мало, засад не было, шли со скоростью 120-130 кмч. Дорожное покрытие по направлению к границе вполне приличное, только иногда попадаются участки с колеей, выбитой грузовиками. Но этих участков немного и на скорость они сильно не влияют.

За 40 км перед белорусской границей свернули на площадку позавтракать. Площадка расположена в лесочке и сильно замусорена. Расположились мы на бетонных глыбах, несколько подсократили свой запас продовольствия (как всегда взяли с собой такое количество продуктов, что можно неделю провести в автономном плаванье). Очень удобным оказался 2-х литровый металлический термос с насосом. Можно сделать чай и заварить сухую лапшу. Получается горячее питание. Немного отдохнув, продолжили путь к границе с Белоруссией.

Хорошо, что мы заправили бак под завязку после Смоленска. На последней перед границей заправке "Роснефти" не было 92-го бензина (это с правой стороны), а с левой - стояла весьма приличная очередь.

Перед границей нас тормознул гаишник, попросил разменять 500 рублей, т.к. нечем было сдать сдачи оштрафованному водителю. Это был единственный случай, когда нас остановили на российской стороне.

Граница с Белоруссией встретила нас большой очередью грузовиков, которых мы гордо объехали слева, и кучей вагончиков около шлагбаума. Памятуя все советы, пошел покупать страховку (5 долларов на 15 дней), заодно оплатил транзит (20 долларов). Был свидетелем разборки белорусских даишников с одной дамой. Даму остановили при пересечении границы по направлению в Россию и требовали от нее страховку, у дамы страховка была просрочена (на 2 дня) и ей грозил штраф в 200 баксов. Дама громко возмущалась, но даишник был непреклонен. Правда я не досмотрел, чем дело кончилось - наверное, к обоюдной выгоде.

Показав на шлагбауме страховку, мы отправились дальше по территории "союзной" страны. На прохождение границы ушло около часа времени, т.к. за страховкой была небольшая очередь.

Километра через полтора опять шлагбаумы - оплата трассы. Нужно было посмотреть, где горит зеленый фонарь над турникетами и ехать туда, платить 3 доллара, получать квиток (брать квиток обязательно, т.к. его проверяют даишники, кроме того, посреди трассы есть еще один пункт проверки/оплаты дороги, поэтому нужно "сохранять билеты до конца сеанса").

Далее пошла трасса совершенно спокойная, ровная, только периодически ремонтируемая, что приводит к сужению дороги до одного направления, т.е. одну сторону ремонтируют, а другая становится двусторонней. Везде ограничения скорости - 70 кмч. Из-за этого наша средняя скорость заметно упала, совсем быстро идти я не рисковал (шел 80-100 кмч). На подъезде к развязке, от которой дорога уходит на Минск, я замечтался и не заметил даишника, который стоял у опоры моста и совершенно сливался с фоном. Оказалось, что шел я со скоростью 128 кмч (на спидометре у меня было 130). Даишник ехидно поинтересовался, что? не сигналили встречные? А встречных, почитай и не было. Предложил мне заплатить штраф в размере 7600 "зайцев", которых у меня, естественно, не было. Рубли и доллары даишник категорически отказался брать. Пришлось проехаться до ближайшего мотеля (около 2 км) и там менять рубли на "зайцы", потом возвращаться и "выкупать" права. К счастью, это было единственная остановка по вине даишников.

Всю дорогу от Москвы светило солнце, было даже жарко, но ближе к Бресту погода испортилась и пошел дождь. Стал заканчиваться бензин и пришлось остановиться на "валютной" заправке. Заправились за российские рубли (10 рублей за литр 92-го бензина). Это заправка третья перед границей.

Около 9 часов вечера подъехали к Бресту. Здесь оказался съезд с платной трассы. Пришлось заплатить еще 3 доллара. Проехали через Брест и на повороте к Варшавскому мосту нас остановили и проверили документы: права, техпаспорт и страховку.

Увидели хвост машин, стоящих в очередь на погранпереход: дети насчитали 90 машин. Не останавливаясь, свернули налево, на Домачево. После АЗС свернули направо (указатель на Томашовку).

Дорога на Домачево неплохая, но покрыта гравием и залита гудроном. На таком покрытии немного трясет, поэтому выше 80 кмч мы не шли. Наконец пост ДАИ, где мы сворачиваем направо и подъезжаем к погранпереходу.

16 июля. Воскресенье. 10 часов вечера по Москве. Расстояние от дома - 1100км.

В 10 часов вечера мы встали в очередь и мои пассажиры пошли считать машины. Их оказалось 60 штук до шлагбаума и около 30 в "отстойнике" после шлагбаума.

Что меня поразило, так это неправдоподобная тишина вокруг. Дождик закончился, было тепло и быстро темнело. Судя по скорости, с которой двигалась (а точнее - не двигалась) очередь, стоять нам предстояло долго. Однако мы времени не теряли и развернули походный ужин. Тут же родилась шутка: режим питания у нас в точности как у наших кошек - двухразовый - в 11 утра завтрак и в 11 вечера ужин. Из очереди периодически выезжали машины и направлялись в сторону границы - видимо шли без очереди, но за деньги. К нам никто с предложениями не приставал и мы решили проходить границу по правилам. Машины были в основном с белорусскими номерами, иногда попадались польские номера, но не было ни одного российского. Белорусы свои машины передвигали "вручную", видимо экономили бензин. У нас же был практически полный бак, тем более, что мы перелили весь бензин из канистры.

Около 12 часов ночи мы пошли на разведку за шлагбаум, в отстойник. Тут оказалось, что нужно зарегистрировать документ об оплате транзита и заплатить за экологию 10 долларов. Совершив все необходимые действие и получив талончик мы въехали на территорию "отстойника", где благополучно простояли еще часа полтора. Мои пассажиры спали, а мне что-то не спалось, тем более постоянно слепили светом встречные машины, которые проезжали с той стороны границы. Наконец нас отправили на прохождение таможни. Подъехав к будкам и встав в очередь, мы, как законопослушные граждане, взяли бланки деклараций и стали их заполнять. Через некоторое время подошел хмурый таможенник и попросил открыть багажник. Я открыл, он поинтересовался, что у нас тут навалено. "Личные вещи" - был ответ. "Это мне ни о чем не говорит" - буркнул таможенник, взял квиток и поставил на нем свой штамп. "А декларации?" - я попытался следовать правилам. Таможенник только махнул рукой, мол не задерживай процесс. Затем были пограничники, которые очень долго проверяли паспорта, в основном органолептическими методами (на цвет, запах и на зуб). Поинтересовались, почему у нас новые паспорта, но со старой, советской символикой (т.е. Советского Союза), сверили лица с фотографиями и отпустили дальше (поставив штемпель в квиток). Польские таможенники и пограничники поверили на слово, что товары, оружие и наркотики мы не везем, поставили печати в квиток и мы поехали к последнему шлагбауму. Здесь нас "облегчили" на 5 марок (польская экология) и пропустили на темную польскую сторону. Было 4 часа по-московски, на прохождение границы у нас ушло 6 часов. Медленно проехав по коридору, мы свернули направо, помня, что там должна быть заправка, на которой тусуются всякие темные личности. Обнаружили эту заправку (она не работала) и полное отсутствие кого-либо. Открыли карту Польши, сориентировались и поехали по направлению на Люблин. Т.е. от погранперехода прямо, никуда не сворачивая.

Едем по Польше

17 июля. Понедельник. 4 -30 утра по Москве.

Остановились на оборудованной стоянке, тут я покурил и выпил небольшую бутылочку "энерджайзера" собственного приготовления (кока-кола, кофе и элеутерококк в одном флаконе). Было решено не останавливаться на ночевку в Польше, а добираться до границы со Словакией без остановок. Для меня это был первый опыт езды по ночной дороге, поэтому я был поражен состоянием ночного освещения дорог. Справа и слева довольно часто стояли столбики со светоотражателями, разметка посреди дороги ярко светилась, было ощущение движения в световом коридоре, где отлично видны края дороги, все повороты и опасные места. На дороге мы были одни, встречных и попутных машин почти не было. Через некоторое время мы проехали совершенно пустой круговой перекресток, который был ярко освещен, при этом у меня создалось впечатление, что это перекресток на автодроме (такой он был аккуратный и игрушечный, т.е. маленький). Сначала мы планировали ехать до Radzyn Podl. по дороге номер 817 , а затем свернуть на Люблин, но тут я увидел указатель на Люблин и съехал на второстепенную дорогу (у Wisznice налево на дорогу 815). Она оказалась на 25 км короче, более узкой (без асфальтированной обочины) и пустынной. У Lubartow мы свернули на дорогу 19 по указателю на Люблин. Около 5 часов утра (мск) мы въехали в Люблин, обнаружили заправку со стоянкой и сделали небольшую остановку. На заправке я сходил в магазинчик и опробовал кредитную карту, купив минералки и несколько пакетиков с соком. Как не странно, кредитная карта сработала и никаких нареканий со стороны продавцов не вызвала. Попив сока, мы отправились дальше к городу Жешову (Rzeszow). Поплутали по Люблину, ориентируясь на указатели, хорошо, что это было ночью и движения в городе совершенно не было. Дороги в городе мне не понравились, такое ощущение, что едешь по стиральной доске. Заплатки стоят на заплатках, да еще при этом волнообразный асфальт. Выехали на трассу 19 и немного прибавили скорости. Постепенно начало светать, зарядил дождь и я понял, что нужно остановиться и хоть немного поспать, а то слечу с дороги. Когда рядом сопят во сне мои пассажиры, а ты уже более 20 часов за рулем, то спать очень хочется. Нашел небольшую заправку со стоянкой, на которой стояло несколько грузовиков, притулился и уснул.

17 июля. Понедельник. 8 утра по Москве.

Поспал всего один час, но почувствовал себя гораздо лучше. Народонаселение Польши начало просыпаться и движение стало более оживленным. Первый раз наблюдал световую сигнализацию в действии - когда уступаешь дорогу спешащей машине, она благодарит тебя включением аварийки. А вообще-то польские водители еще те "летчики". Особенно интересно было наблюдать за польскими "фиатами", которые тоже изображали из себя крутые скоростные авто. Дорожную полицию на трассе я не видел, но старался не нарушать.

К 10 часам подъехали к Жешову и опять началось плутание по городу, хотя я строго следовал указателям, при этом несколько раз нарушил правила, а один раз даже проехал на красный свет, причем на глазах у патрульной машины, думал, что будут преследовать, но - обошлось, м.б. не заметили?

Путь наш лежал к погранпереходу Барвинек (Barwinek) по трассе 9 (Е371) и после Жешова началась горная дорога. Горы начались, а дождь не закончился, даже наоборот усилился. В 11 часов, следуя новой традиции, мы остановились около магазинчика (sklep) и позавтракали. Денег польских у нас не было, кредитную карту в этом сельском "склепе" не принимали, так что кушали тем, чем запаслись в Москве, благо продуктов было много.

17 июля. Понедельник. 12 часов по Москве. Расстояние от дома - 1550км.

Подъехали к погранпереходу Барвинек. Обнаружили длинную очередь грузовиков и небольшую легковых машин. Встали в очередь и дабы скоротать время стали слушать радио. На одной из частот передавали постановку "Ромео и Джульетта", некоторое время слушали Шекспира на польском языке. Забавно, но мне это быстро надоело. Очередь двигалась медленно, видимо у пограничников была пересменка. Переход границы протекал следующим образом: подошедшему польскому пограничнику мы отдали свои паспорта, он их унес в будку, через некоторое время паспорта вернули уже словацкие пограничники. Словацкий таможенник попросил открыть багажник и задал стандартный вопрос по поводу водки и сигарет. Водку и сигареты мы везли с собой (водку, красную икру, кассеты и компакт-диски в подарок хозяевам. Также везли вяленую воблу, Словакия - это страна пива, а воблу они не употребляют, так как ее у них нет). Но все это было в пределах нормы, о чем я и сообщил таможеннику. Тот похоже не очень понял, но пропустил нас в Словакию. Весь переход занял у нас минут 45.

Словакия встретила нас дождем, более широкой дорогой и горными серпантинами. Причем в отличие от польской стороны, на словацкой стороне было очень мало поселений, поселков и деревушек. Когда мы ехали по Польше, то постоянно проезжали населенные пункты, в Словакии с самого начала дорога шла через горы и лес, а поселков было мало. Но постоянно встречались мотели, отели, коттеджи ("хаты"). Плотность населения в Словакии небольшая, а первозданной природы очень много. На одном из перевалов обнаружили памятник советским войскам - танк Т-34 на постаменте таранит немецкий танк. Эту живописную группу боевой техники фотографировали какие-то польские туристы. Мы тоже остановились у памятника и "щелкнули" его на память.

Первый словацкий городок, в котором мы остановились на заправке, был Свидник (Svidnik). Всю Польшу мы прошли на белорусском бензине, а здесь решили посмотреть, что такое цивилизованная заправка. Въехали на заправку, выбрали 95 бензин (по цене он почти не отличался от 91), вставили пистолет в бак и заправили литров 20. Затем я отъехал на небольшую стоянку рядом и пошел платить. Для оплаты использовал карточку. В Словакии на всех заправках стоят POS-терминалы, поэтому они принимают как классическую Визу, так и Визу-электрон. Пока я не оплатил бензин, колонка, в которой я заправлялся, не работала, после оплаты она снова начинает работать. 95 бензин стоил 32-33 кроны (1доллар=45 кронам), стоимость бензина колебалась вверх-вниз вместе с курсом доллара. На заправках продавали 91UNIVERSAL, 95 этилированный и неэтилированный и 98 супер. Также на каждой заправке было дизтопливо и газ. На заправке можно купить в магазинчике всякие продукты, автомелочевку, рядом всегда есть кафе, где можно перекусить. На этой же заправке я купил стикер, который дает разрешение на проезд по автомагистрали. Купил его на 15 дней, стоило это 60 крон. Надо сказать, что за все время пребывания в Словакии нас ни разу не проверили, оплачен ли проезд по магистрали или нет.

Далее наш путь лежал через город Прешов (Presov), в котором мы обменяли 50 марок на 1120 крон и далее на Попрад (Poprad) по трассе 18 (Е50). И вот тут я прочувствовал, что такое горные дороги, серпантины и каково ездить по ним, тем более в сильный дождь, который не прекращался весь путь по Словакии. За рулем я уже был более 30 часов, к этому времени я уже пребывал в измененном состоянии сознания, в котором полностью отсутствовал страх и настороженность перед дорогой. По дороге стекала вода и асфальт был покрыт водяной пленкой в 2-3 см. Наблюдал картину, как на подъеме впереди идущая "Шкода" яростно вращала колесами, из под которых летели брызги, но продвигалась она очень медленно. На поворотах задок нашей машины немного заносило, так что она выстраивалась в правильном направлении. Крутые закрытые повороты в комплексе с уклоном более 12 градусов, направления поворотов то влево, то вправо, скользкий асфальт - все эти прелести горных серпантинов длились около трех часов. Мои пассажиры восхищались горными красотами, а я старался вписаться в очередной поворот на спуске или подъеме.

17 июля. Понедельник. 16 часов по Москве.

Приехали в Попрад, выбрали тихую улочку недалеко от центра и остановились. Нам повезло, прямо напротив находилась "ресторация" "Сладкие сны". Довольно приличный ресторанчик, в который мы завалились в своем туристическом одеянии. Питание в Словакии дешевое, в этом ресторане мы съели полный обед с десертом, пивом и колой и заплатили 350 крон за четверых человек.

Сытые и довольные мы продолжили свой путь по направлению в Липтовский Микулаш (Трасса Е50 по направлению к Zilina). После Попрада дорога пошла более ровная и через некоторое время перешла в автомагистраль, где можно было ехать с высокой скоростью (ограничение до 130 кмч).

К вечеру мы уже были на месте в деревне Демоновка, что в 3 км от Липтовского Микулаша. Подъехав к дому, мы зафиксировали время и расстояние: на часах было 18-30 по Москве, а на одометре было 1770 км. Быстро разгрузились, затем соорудили небольшой ужин и, быстро поев, просто повалились спать.

[часть первая]
[часть вторая]
[часть третья]
[На главную страницу]


Shareware (S) 1993-2002гг. Александр Сосновый
alex@consulting.msk.ru
 

Создание сайта и контекстная реклама — Студия «Ясное дело»